Категории

Мотивация для водителей

Должность водителя является ключевой во многих компаниях (пассажирский транспорт, такси, логистика и т.д.). От качества работы водителя зависят скорость доставки и сохранность грузов. Однако в транспортной сфере существует проблема текучки кадров. По опросам представителей ведущих транспортных компаний, показатель текучки достигает 45,5%. При этом набрать новых водителей не просто. Кроме того, на рынке наблюдается острый дефицит профессиональных водителей, вызванный отсутствием качественного образования. Все это приводит к тому, что конверсия претендентов составляет всего 3%, а на обучение и адаптацию нового члена команды требуется как минимум 14 дней.

Избежать простоя автопарка поможет удержание водителей в компании и создание надежного костяка профессиональных кадров. Для этого нужна продуманная система мотивации водителей – достаточно простая, чтобы не отпугнуть сотрудников, и достаточно эффективная, чтобы побуждать их стараться каждый день.

Что учесть, разрабатывая систему мотивации для водителей?

  • Минимальный оклад, ниже которого ежемесячная заработная плата водителя опускаться не может, независимо от того, насколько загружен водитель, или сколько штрафов он получил. Наличие неизменного оклада – это уверенность человека в завтрашнем дне, работать там, где руководство то и дело норовит отщипнуть кусок от зарплаты, не захочется никому.
  • Разделение водителей по категориям. Это нужно для подбора наиболее адекватных KPI и методов мотивации. В качестве критериев разделения может быть использовано наличие собственного автомобиля или работа на транспортном средстве компании, внештатная или штатная работа.

Основные направления мотивационных программ для водителей

Материальная мотивация

Говоря о материальной мотивации, нужно, прежде всего, определиться с основными составляющими заработной платы водителей – основной, переменной частью и доплатами.

Постоянная часть

Размер постоянной части может составлять от 30% до 50% от общего размера заработной платы. Оклад штатных водителей должен быть выше, чем у внештатных. Известны случаи, когда руководство вообще не использует оклад для внештатных сотрудников. Чаще всего такой подход не приведет ни к чему хорошему. Одна лишь сдельная оплата труда не способствует повышению лояльности работников – они будут чаще левачить и быстро найдут другое место работы.

Переменная часть

Переменная часть должна составлять порядка 40% от общего объема заработной платы. Расчет должен быть предельно простым, чтобы, ежедневно получая маршрутный лист, работники могли быстренько сами прикинуть в уме, сколько они заработают. Если формула расчета состоит из множества показателей и вычисление размера зарплаты по силам лишь отделу бухгалтерии – это плохой знак.

Сдельная часть может складываться из различных показателей - объем перевозимой продукции, количество точек, в которые была осуществлена доставка, количество и удаленность зон обслуживания. В качестве поощрения водителям такси может быть использовано снижение процента, выплачиваемого с заказов. Например, перевыполнив план, водители могут отдать не 20%,  15%.

Если переменная часть оплаты труда составляет больше 50%, однако сотрудники все равно не стремятся работать больше и лучше, это говорит о том, что они либо нашли более выгодную подработку, либо в принципе довольно ленивы. Держать таких водителей в компании нет смысла.

Доплаты

Дополнительные денежные поощрения зависят от особенностей работы водителей. Чаще всего используются доплаты за поездки на большие расстояния, расходы на топливо и амортизацию транспортного средства (используется, если водитель работает на собственном автомобиле), работу в ночное время и в выходные, выполнение дополнительной работы (актуально в качестве мотивации для водителей-экспедиторов), подготовку новичков.

Нематериальная мотивация

В качестве нематериальной мотивации можно использовать рейтинги эффективности водителей за отчетный период с последующим награждением лучших на общем собрании, которое может проводиться утром 1 числа каждого месяца перед выездом. Награждение должно сопровождаться похвалой от руководства, денежным поощрением или подарком.

Также в качестве нематериальной мотивации могут быть использованы приемы тимбилдинга, предполагающие проведение обучения, например, разъяснения приглашенных экспертов о новациях в ПДД, законах или медиаторов, рассказывающих о методах решения конфликтных ситуаций.

Мотивационная витрина вознаграждений Giftery

Компания «Гифтери» предлагает решение, которое позволит повысить вовлеченность и лояльность сотрудников - мотивационная витрина вознаграждений с помощью электронных подарочных сертификатов.

Витрина вознаграждений может быть использована в качестве доплат или же подарков в рамках нематериальной мотивации. Компания «Гифтери» предлагает традиционные подарочные карты различных брендов (всего более сотни различных брендов), электронные подарочные сертификаты Giftery Card, которые можно обменять на любой из представленных брендов, а также подарочные банковские, топливные карты и карты для оплаты услуг мобильной связи.

Как интегрировать подарочные карты в систему мотивации?

Подведя итоги отчетного периода и определив размер бонусов, которые должны получить сотрудники, вы либо награждаете их предоплаченными картами, либо направляете список начислений в «Гифтери», после чего работники смогут увидеть их в своем личном кабинете на сайте и обменять на интересующие их карты брендов. В каталоге – больше 100 известных брендов, благодаря чему каждый найдет, что выбрать в зависимости от своих интересов и потребностей.

Посмотрите примеры использования мотивационных программ Giftery и примите верное решение о сотрудничестве!